Проект "Смотри во все глаза"
Цель: формирование представление о себе, своем организме.
Задачи:
-
формировать
представления о том, что глаза являются одним из основных органов чувств
человека, познакомить детей со строением глаза, привести к пониманию того, что
зрение необходимо беречь;
-
расширять
пассивный словарь дошкольников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка»,
«зрительный нерв», «глазное яблоко», «хрусталик», «мышцы глаза»;
-
учить детей
взаимодействовать между собой, договариваться;
-
развивать
прогностические умения, учить осуществлять контроль и самоконтроль.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации (изображения глаз,
«Строение глаза», Как устроен глаз»); игра В.В. Воскобовича «Игровизор» с
приложением; письмо от кота Базилио; маркеры; альбомные листы; бумажные
самолетики; контуры сложных фигур; цветные карандаши; гуашь; акварельные
краски; картинки с изображением овощей и ягод.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Срок
|
Совместная
деятельность
педагога с
детьми
|
Самостоятельная
деятельность
детей
|
Взаимодействие
с родителями
|
Продукт
проекта
|
1
день
|
Проблемная
ситуация «Письмо от кота Базилио» (Приложение 1)
Беседа
«Как сохранить хорошее зрение?» Задача: Воспитывать бережное отношение к
органу зрения.
|
Дидактическая
игра «Хорошо - плохо» («Игровизор»)
(Приложение
2)
Лото
«Что такое хорошо и что такое плохо»
(Приложение
3)
|
Рисование
«Хорошо - плохо»
Беседа
с детьми «Первая помощь при травме глаза»
|
Выставка
рисунков «Хорошо - плохо»
|
2
день
|
Разучивание
физминутки для снятия зрительного утомления
(Приложение
4)
|
Игра
«Самолетики»
(Приложение
5)
|
Рекомендации
«Сохраним зрение детей», «Глазные болезни»
|
Комплексы
упражнения предупреждения нарушений зрения
|
3
день
|
Занятие
«Бабочка» (ручной труд) для зрительной гимнастики
|
Игра
«Смотри во все глаза»
|
Рассматривание
с детьми объектов по дороге домой, в детский сад
|
Атрибуты
для зрительной гимнастики «Бабочка»
|
4
день
|
Опыт
«Легко ли выполнить задания, если один глаз закрыт»
Игра
«Есть ли у глаз помощники?» (Приложение 7)
|
Опыт
«Обведи контуры сложных фигур» (два глаза, один глаз)
(Приложение
6)
|
Художественная
литература для чтения детям: Н.Орлова «Телевизор», «Ребятишкам про глаза», «В
сумерках», «Про очки», «Береги свои глаза», А.Барто «Хмурое утро» (почему мы
видим мир цветным)
|
|
5
день
|
Игра-наблюдение
за движением глаз
Психогимнастика
«Любопытная Варвара».
Занятие
«Познай себя. Наши глаза»
|
Рассматривание
глаз в зеркале.
Рисование
«Какие разные наши глаза»
|
Опыт
с кошками и собаками.
Подбор
загадок, пословиц, поговорок о зрении, глазах.
|
Альбом
загадок, пословиц, поговорок «Глаза»
|
6
день
|
Беседа
«Применение и назначение очков»
Чтение
стихотворения А. Барто «Очки»
Составление
загадки про очки
|
Психогимнастика
«Очки»
(Приложение
9)
|
Музей
очков
|
|
7
день
|
Разгадывание
кроссворда «Витамины для глаз» (используются загадки)
|
Коллаж
«Полезные продукты для хорошего зрения»
|
Рецепты
блюд
|
Альбом
с картинками и загадками «Витамины для глаз»
Кулинарная
книга
|
8
день
|
Памятка «Как сохранить хорошее зрение?»
|
Приложение
1.
ПРОБЛЕМНАЯ
СИТУАЦИЯ
«ПИСЬМО ОТ КОТА БАЗИЛИО»
Цель: воспитывать чувство сострадания, сочувствия, желание оказать
помощь.
Материал: конверт с письмом.
Описание
ситуации
Детям читается письмо, которое прислал кот Базилио и предлагается ему
помочь.
«Я попал в затруднительное
положение. У меня болят глаза. Я лечился пиявками, которых мне посоветовал Дуремар,
но, к сожалению, они не помогли. Наверное, это от голода, ведь сейчас я съедаю
всего одну рыбку в день, а раньше съедал целых десять! Дело в том, что меня
ограбила лиса Алиса. Она присвоила себе все наши деньги. Я полностью разорен,
нет денег даже на еду. Если вы не поможете, я пойду к папе Карло и отберу у
него шарманку, чтобы заработать себе на еду. Спасите кота Базилио!»
Воспитатель. Какая печальная
история. Ребята, а вы хотели бы помочь коту Базилио? Уж очень его жалко. И
болят глаза у кота не оттого, что он голоден, а он не знал, как ухаживать за
глазами и не берег зрение с детства.
Дуремар утверждает: пиявки –
самое эффективное средство от всех болезней. Но даже лягушки на болоте имеют
другое мнение.
Приложение
2.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ
ИГРА
«ХОРОШО – ПЛОХО»
Цель: формировать умение оценивать и сравнивать
поступки.
Материал: рисунки с изображением детей в различных ситуациях;
игровизоры; маркеры.
Дети используют рисунки и
отмечают, что изображено на рисунке «хорошо» (правильно) для глаз красным
кружочком, а если «плохо», то синим кружочком.
1. Ребенок трет глаза грязными руками.
2. Ребенок вытирает глаза чистым платком.
3. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.
4. Ребенок читает в транспорте.
5. Ребенок смотрит телевизор или играет на компьютере,
сидя близко к экрану.
6. Ребенок читает лежа в постели.
7. Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от
экрана (3 м).
Приложение
3.
ЛОТО
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО
И ЧТО ТАКОЕ
ПЛОХО»
Цель: закрепить знания детей, что полезно, а что вредно для
зрения.
Материал: поля, карточки.
Детям раздаются поля, разделенные на
квадраты. В центре поля изображена позитивная или негативная картинка. Ребенку
предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия
объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо».
Приложение
4.
ФИЗМИНУТКИ
ДЛЯ СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО
УТОМЛЕНИЯ
С МЯЧОМ
Цель: развивать глазодвигательные мышцы и укреплять
внутренние мышцы глаз.
При выполнении упражнения с предметом
необходимо фиксировать взгляд, при этом, голова должна быть неподвижной.
Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный.
Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5
повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12. Их надо сочетать с
общеразвивающими упражнениями.
Упражнение №1.
И.п. - мяч перед грудью. 1 - мяч вперед,
полу присед, 2.4 - и.п., 3 – мяч вверх, полу присед. Повторить 3-4 раза
(следить глазами за мячом).
Упражнение №2.
И.п. - мяч внизу, ноги
врозь. 1 мяч вверх, прогнуться,
правая назад на носок,
2-4 - и.п., 3 - мяч вверх прогнуться, левая назад на носок. Повторить 3-4 раза
(следить глазами за мячом).
Упражнение №3.
И.п. - руки в стороны, мяч в
правой руке. 1 - подняться на носки, руки вверх, предать мяч в левую руку (вдох).
2 - мяч в левой руке, руки в стороны, полу присед (выдох). 3-4 - то же в другую
сторону. Повторить 3-4 раза (следить глазами за мячом).
Упражнение №4.
И.п. - ноги врозь, мяч
перед грудью, полуприсед. 1 - поворот направо, мяч вперед. 2-4 - и.п. 3 - поворот
налево, мяч вперед. Повторить 3-4 раза (следить глазами за мячом).
Упражнение №5.
И.п. - руки в стороны,
мяч в правой руке. 1 - мяч вперед, передать в левую руку. 2 - мяч в левой руке,
руки в стороны, полу присед. 3 —мяч вперед, передать в правую руку . 4 - и.п.,
полу присед. Повторить 3-4 раза (следить глазами за мячом).
Упражнение №6.
И.п. - мяч перед
грудью. Подбросить мяч вверх и поймать, полу присед. Повторить 6-8 раз.
(Следить глазами за мячом).
Упражнение №7.
И.п. - мяч перед
грудью. 1 - Выпад правой вперед, мяч вперед. 2-4 - и.п. 3 - выпад левой вперед,
мяч вперед, Повторить 3-4 раза. (Следить глазами за мячом).
Приложение
5.
ИГРА
«САМОЛЕТИКИ»
Цель: развивать глазомер.
Материал: обручи, бумажные самолетики.
Дети делятся на две команды.
Одна команда детей держит обручи, а вторая команда старается попасть бумажными самолетами в обруч. Команды
меняются местами.
Приложение
6.
ОПЫТЫ
Цель: изучить свойства зрительного аппарата методом
экспериментирования.
Материал: лист белой бумаги, на котором нарисовано 2 круга; лист
белой бумаги, на котором нарисованы 2
фигуры со сложным контуром; карандаши.
1.
«Легко ли выполнить задания, если один глаз закрыт?»
Перед каждым ребенком лежит лист бумаги,
на котором нарисованы круги. Карандашом в центре круга поставить точку. (Дети делают). А потом закрыть один глаз
рукой и поставить точку в центре второго круга. Посмотреть, когда центр
определен более точно.
2.
«Обведи контуры сложных фигур»
Дети обводят карандашом контуры сложной
фигуры. Потом закрыть глаз рукой, придерживать бумагу локтем и обвести контуры
второй фигуры.
3.
Опыт с кошками и собаками.
Проверить, могут ли они двигать глазами.
(Справка: у собак глаза немного движутся,
у кошек
почти не движутся).
ИГРА «ЕСТЬ ЛИ
У ГЛАЗ ПОМОЩНИКИ?»
- Давайте поможем
глазам. Влад, как только ты будешь подходить близко к товарищу, он скажет: «Я
тут», «Обходи» или еще что-нибудь. Посмотрим, что получится. (Дети играют некоторое время).
Кто помогал твоим
глазам?
- Поищем других
помощников. (Игра по типу «Чудесный
мешочек». Вызванный ребенок определяет на ощупь геометрические фигуры и мелкие
игрушки, лежащие в мешочке).
- Кто был помощником
глаз в этой игре? (Пальцы). А помогут ли они определить цвет? (Нет).
Приложение 8.
ИГРА-НАБЛЮДЕНИЕ
ЗА ДВИЖЕНИЕМ ГЛАЗ
·
Повернитесь друг
к другу лицом. Сидящие справа выполняют задание, которые я буду давать; сидящие
слева будут наблюдателями. Они следят за глазами своих товарищей. Задания такие:
посмотрите вверх (дети делают), вниз
…, на окно …, на дверь … Наблюдатели, что вы заметили? (Ответы детей: глаза
двигаются). Поменяемся ролями (те же задания).
·
Что можете
сказать о свойствах глаз? (Ответы детей).
А теперь очень трудное задание: попробуйте сделать так, чтобы один глаз повернулся
влево, а второй – вправо. (Дети пробуют,
у них не получается). Что можете сказать о движении обоих глаз?
Приложение
9.
ПСИХОГИМНАСТИКА
«ЛЮБОПЫТНАЯ
ВАРВАРА»
Цель: расслабить мышцы лица.
А Варвара смотрит
вверх!
Выше всех, все дальше
вверх!
Возвращается обратно –
расслабление приятно!
Шея не напряжена и
рас-сла-а-бле-на…
А теперь смотрите вниз
-
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно –
расслабление приятно!
Шея не напряжена и
рас-сла-а-бле-на…
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
смотрит вправо …
А потом опять вперед –
тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и
рас-сла-а-бле-на…
«ОЧКИ»
Цель: самооценка, развитие уверенности в себе.
«А в очках я очень
симпатичный, они мне очень идут, я в них хорошо вижу, в очках я становлюсь
серьезным и взрослым».
«БАБОЧКА»
Каждый ребенок следит
за движением бабочки на палочке влево, вправо, вверх, вниз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий